Фокина Елена Геннадьевна , учитель-дефектолог

Занимаемая должность: учитель – дефектолог.
Наименование подготовки, специальность: НИУ «БелГУ» Педагогический институт, факультет дошкольного, начального и специального образования, специальное (дефектологическое) образование.
Квалификационная категория: соответствие занимаемой должности.
Педагогический стаж работы: 3 года.
Стаж работы по профессии: 3 года.
Девиз: «Делай все возможное, и невозможное наступит».
 

Описание работы:
Учитель – дефектолог в дошкольном учреждении работает со всеми видами нарушений в развитии детей, которые зачислены в группы компенсирующей направленности.
Основными направлениями работы учителя – дефектолога в дошкольном учреждении являются диагностика,коррекция. аналитическое направление, консультирвание и организационнно-методическое направление.  
Диагностика, основной задачей которой считается выявление определенных трудностей у детей с различными видами нарушений. Для этого проводится изучение интеллектуального развития ребенка, высших психических функций (память, внимание, мышление), состояния мелкой и общей моторики, развития элементарных математических представлений, конструктивной деятельности. Диагностика помогает определить уровень познавательной деятельности у детей с особыми образовательными потребностями.
Коррекция, основной задачей которой считается система коррекционного воздействия учителя – дефектолога на учебную и познавательную деятельность ребенка. Коррекционно-развивающий процесс включает в себя:
-сенсорное и сенсомоторное развитие;
- формирование пространственно-временных отношений;
- умственное развитие, развитие высших психических функций;
- формирование представлений о предметах и явлениях окружающего мира, обогащение словаря;
- формирование необходимых умений и навыков для усвоения программного материала.
Коррекционно-развивающие занятия проводятся преимущественно индивидуально с целью достижения наиболее эффективных результатов в развитии познавательной деятельности конкретного ребенка. Индивидуальные занятия с детьми проводятся ежедневно, время каждого занятия 15-20 минут. На занятиях учитель – дефектолог использует различные дидактические материалы: тематические предметные картинки, доска для рисования, сортеры, тематические лото, крупная мозаика, шнуровки, пазлы.
Аналитическое направление заключается в обеспечении взаимодействия всех специалистов педагогического и коррекционного процессов, позволяет проанализировать эффективность коррекционного воздействия в соответствии с достижениями ребенка.
Консультирование направлено на оказание помощи педагогам и родителям в вопросах воспитания и обучения детей, имеющих особые образовательные потребности. Проводятся индивидуальные консультации (по запросу родителей или педагогов), на которых учитель – дефектолог дает рекомендации для преодоления трудностей и получения желаемого результата у конкретного ребенка
Организационно-методическое направление включает в себя подготовку к консилиумам, методическим объединениям, педагогическим советам, а также оформление документации.
В работе с детьми учитель – дефектолог активно использует следующие виды фольклора:
Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
Заклички - обращения к явлениям природы (к солнышку, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).
Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным.
Считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
Скороговорки - незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
Дразнилки — веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны внешности ребенка, в особенностях его поведения.
Прибаутки, шутки, перевертыши — забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.
Легче всего воспринимаются детьми именно потешки, так как слово можно соединить с действием ребенка, что способствует быстрому запоминанию и развитию познавательных процессов. Малые формы фольклора – это первые художественные произведения, которые слышит ребёнок, и которые развивают его. Используя потешки повседневно, повторяя их, можно добиться положительной динамики в освоении двигательных навыков у ребенка, стимулировать развитие его речи и межличностных отношений.

Эссе 

«Чтобы быть хорошим преподавателем,
нужно любить то, что преподаешь,
и любить тех, кому преподаешь.»
В. О. Ключевский

Моя профессия необыкновенная, подобна нескончаемому детству, а порой и волшебству. Ведь учитель-дефектолог в состоянии оказать помощь «особенным» деткам. Он умеет преподнести программный материал, исходя из особенностей ребенка, из того, насколько у него развиты те или иные познавательные процессы.

Наибольшее преимущество моей работы – это ее особая значимость для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Я получаю удовольствие от своей работы, так как осознаю, что недаром тратятся мои силы. Благодаря моей профессии я в непрерывном поиске, движении: как показать ребенку доступно мир вокруг, как научить его разумному мышлению и познавать мир.

Постоянно знакомлюсь с новыми открытиями в коррекционной педагогике. Читаю современные публикации, статьи в педагогических журналах. Изучаю опыт коллег посредством глобальной сети интернета, которые дают возможность расширять и модернизировать средства коррекционной работы.

Прежде чем учить и воспитывать, надо расположить к себе ребенка, стать ему другом.

На меня, как на учителя-дефектолога, возложена огромная ответственность за обеспечение каждому ребенку высокого качества коррекционно-образовательных услуг с учетом его индивидуальных потребностей.

Третий год я работаю в группах компенсирующей направленности с детьми различных категорий развития.

Учить ребенка познавать этот мир, дать возможность поверить в свои силы, понять, что любой ребенок талантлив и успешен – вот, на мой взгляд, основная задача педагога.
Многие думают, что работа дефектолога – занятие унылое, трудное. Да, действительно, заниматься с детьми с ОВЗ сложно и не каждому это под силу.
Человек данной профессии должен быть уравновешенным, стрессоустойчивым, внимательным, ответственным, а самое главное – любить детей.
Педагог с добрым взглядом, ласковой речью всегда вселяет ребенку уверенность в том, что у него всё получится. Несмотря на всю сложность моей профессии, есть огромный плюс, который заставляет меня любить свое дело, искать новые пути преодоления трудностей в жизни ребенка с ОВЗ – это первый успех, маленькие, иногда даже чуть заметные победы придают силы мне и ребенку, развивают желание продолжать занятия и достигать новых, еще более значительных результатов. В своей работе я пытаюсь найти подход к каждому ребенку, стараюсь стать для них, в первую очередь, другом, а они в ответ делятся со мной добром и светом своей души. Главное для меня в моей работе: не сломить, не поранить нежную душу ребенка, ведь они сразу чувствуют ложь, неискреннее отношение к себе.
В процессе своей работы, я всё больше осознаю, что сделала правильный выбор профессии. Работать с детьми с ОВЗ непросто, это особенная работа (дети с разными диагнозами, многие со сложными судьбами), часто бывает нелегко, коррекционная работа идет очень сложно и медленно.
Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети с безгранично доброй душой. Такие дети не всегда могут справиться с тем, что по силам здоровым детям, но они преодолевают гораздо более сложные препятствия на своем жизненном пути, учат нас видеть и любить жизнь такой, какая она есть, без прикрас. Мне особенно приятно то, как дети с радостью бегут на занятия, когда родители приходят за советом и легко отзываются на любую просьбу педагогов. Моя главная награда – это моральное удовлетворение от проделанной работы и положительного результата в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.
Современный мир не стоит на месте, развивается, появляются новые технологии, а с ними и новые профессии. Некоторое время назад профессия учителя – дефектолога была не так актуальна. Сейчас к ней появляется огромный интерес, она становится популярной и очень востребованной. С каждым годом количество детей с ОВЗ возрастает, чтобы быть компетентной в своей профессии, необходимо развиваться мне как педагогу, повышать свою профессиональность, совершенствовать свои знания и умения, которые я потом передам своим воспитанникам, их родителям и педагогам.
Я уверена в том, что учитель-дефектолог – это профессия будущего. Она займет важное место и твердо закрепится на почетном пьедестале профессий.

 

Работа с детьми 


 

Лексическая тема: "Лето. Насекомые"
Развивающая игра на магнитах "Весёлая полянка".
Игра развивает:
- внимание и кругозор
- мелкую моторику
- фантазию.
Воспитывает:
- аккуратность и терпеливость.
Ход игры:
Кто живёт на полянке? Если заглянуть под листик,кого мы там увидим? Может маленького кузнечика или муравьишку?
Играя с магнитами из данного набора,дети знакомятся с милыми насекомыми, букашками и зверятами, которые живут на веселой полянке. 

Упражнения для развития общей моторики

Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата используется гимнастика пальцев рук, которая способствует овладению навыками мелкой моторики, повышает работоспособность головного мозга, развивает тактильную чувствительность.

  1. «Олени» - скрестить руки над головой с сильным напряжением (твердые, как рога, а затем быстро расслабить и опустить вдоль туловища.
  2. «Подъемный кран» - вытянуть руки вперед и напрячь, как будто приходится удерживать на них тяжелый груз. Затем быстро расслабить, как будто резко сняли с них груз; уронить руки на «пуховые подушки».
  3. «Загораем» - сидя, выпрямить ноги с напряжением (потягивание, как на пляже под •солнцем) и затем расслабить. Повторить 8 раз.
  4. «Любопытная Варвара».

Любопытная Варвара смотрит влево (вытягивая шею с напряжением,

Смотрит вправо,

А потом опять вперед.

Здесь немного отдохнет. (Шея не напряжена и расслаблена, голова прямо). Повторить 8 раз.

  1. «Ножницы» - сидя, выпрямить напряженные ноги, развести в стороны, затем уронить расслабленные. Повторить 8 раз.

Гимнастика пальцев рук

  1. Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца (пальчики здороваются). То же самое левой рукой, обеими руками.
  2. Пальцы правой руки дотрагиваются до пальцев левой – по очереди здороваются: большой палец с большим, указательный с указательным и т.д.
  3. Выпрямить указательный палец правой руки и вращать им (оса). То же самое пальцем левой руки.
  4. Указательный и средний пальцы правой руки бегают по столу (человечек). То же самое другой рукой, обеими руками (дети бегают наперегонки).
  5. Вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, другие пальцы зажать большим пальцем (коза). То же другой рукой.

Игры-потешки

Для детей с тяжелыми нарушениями речи используются игры-потешки, целью которых является развитие и совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической и артикуляционной).

Потешка «У оленя дом большой»

У оленя дом большой (складываем руками над головой крышу дома)

Он глядит в свое окно (показываем руками перед собой квадратное окно или одну руку кладем горизонтально, а другую ставим на нее и подпираем кулаком щеку)

Заяц по лесу бежит (изображаем бег на месте)

В дверь к нему стучит (изображаем стук кулаком в дверь)

Тук-тук! (стучим правой ногой в пол)

Дверь открой! (открываем дверь)

Там в лесу… (показываем большим пальцем за плечо)

Охотник злой! (изображаем руками ружье)

Быстро двери открывай, (делаем приглашающий жест-машем ладонью к себе)

Лапу мне давай! (выставляем руку вперед ладонью наружу)

Быстро дверь олень открыл, (открываем дверь)

Зайку в дом к себе впустил, (делаем приглашающий жест).

Зайка, зайка забегай (бег на месте)

Лапу мне давай (выставляем руку вперед ладонью наружу)

Ой, ой, страшно мне, (закрываем ладонями глаза)

Что-то мне не по себе, (обхватываем руками голову и качаем ею из стороны в сторону)

Сердце в пятки всё ушло (правую ладонь кладем на сердце)

Не дрожи зайчишка мой, (обнимаем себя)

Я смотрел в своё окошко, (показываем руками перед собой квадратное окно)

Убежал охотник злой, (бег на месте)

Посиди немножко (чуть присядьте или сядьте на стул)

Да, да посижу, я уж больше не дрожу, (встаем и распрямляемся во весь рост)

У меня прошёл испуг, ты хороший друг! (выставляем руку вперед ладонью наружу или машем на прощание).

«Волшебный бизиборд»

Бизиборд – это развивающая доска для детей, которая содержит много различных кнопочек, замочков, щеколд, прищепок и прочих предметов, которые могли бы заинтересовать ребенка.

Целью использования данного пособия является развитие мелкой моторики рук, сенсорных способностей, памяти, внимания, творческого и логического мышления, речи, формирование умений и навыков открывания и закрывания различных замков и задвижек, молний, щеколд.

Бизиборд не имеет каких-то возрастных ограничений. Использование бизиборда рекомендовано от 6 месяцев и старше. Для малышей до года рекомендуем использовать «мягкое» наполнение доски: липучки, шнуровки, ленточки, тряпочные окошки.

С использованием данного пособия мы решаем сразу несколько задач:

1. Развивать мелкую моторику, речь, тактильные ощущения, воображение, мышление, фантазию, сенсорную память, усидчивость.

2. Развивать умение определять предметы на ощупь.

3. Закреплять представления о свойствах предметов.

4. Совершенствовать навык самообслуживания – самостоятельно одеваться и раздеваться.

5. Способствовать изучению различных цветов.

6. Формировать причинно-следственные связи.

7. Способствовать формированию волевых умений (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата).

Дидактическое пособие безопасно, поэтому может использоваться как для индивидуальной работы, так и для свободного пользования детьми под присмотром взрослого.

Игра-шнуровка

Игра-шнуровка поможет развить мелкую моторику, глазомер, усидчивость. Игра способствует улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений вообще, что является залогом отсутствия проблем с письмом в школе. Как любое упражнение на развитие мелкой моторики, игрушка активизирует развитие речи.

Примеры игр со шнуровками

Пуговицы идеально подойдут детям от года. Если вы думаете, что эта игра не может заинтересовать ребёнка, поскольку не является яркой, то сильно ошибаетесь. Здесь важную роль играет тот факт, что дети просто обожают чувствовать себя взрослыми. А ничто так не делает ребёнка взрослым, как «настоящая» взрослая вещь и «взрослое» занятие.

Поэтому предложите ребёнку заняться хозяйством и «пришить» пуговицу. А чтобы маленькие неловкие пальцы справились с этим мудрёным делом, то пуговица будет большой, иголка - деревянной, а вместо нитки малыш проденет в ушко один из трёх ярких шнурков.

Игрушка состоит из пуговицы с четырьмя дырками, деревянной «иголки» и «нитки» - шнурка. Покажите малышу швейные движения - иголка ныряет в дырочку и выныривает обратно, причём сразу обратите его внимание, что выныривать она должна не произвольно, не через край пуговицы, а в соседнюю дырочку или дырочку наискосок.

Для детей постарше (3–4 года) существуют сюжетные шнуровки. Ребёнку предлагается «незаконченная» картинка (изображение вазы с букетом, домика, ёжика), к которой нужно пришнуровать недостающие детали.

Давайте рассмотрим на примере шнуровки «Теремок». По имеющейся картинке вы с малышом построите удивительно красивый разноцветный домик - настоящий терем: с крышей, на коньке которой сидит петушок (его ещё нужно собрать из трёх деталей), с расписными наличниками, брёвнами, слуховым окошком. В процессе игры ребёнок освоит разные способы шнуровки -просто стежки, стежки крест-накрест. Научите малыша накладывать предметы на фон, совмещать дырочки, продевать сквозь них шнурок (это можно делать как сверху, так и снизу; можно нанизать предмет на шнурок и уже потом пришнуровать), завязывать бантики. Помните, что вторая часть работы - отшнуровать детали - не менее, если не более сложна, чем первая.

Игра учит внимательности и аккуратности - у каждой детали есть своё место, в процессе ребёнок обретёт навыки конструирования, составления орнаментов, начнёт с большей лёгкостью ориентироваться на плоскости.

К большинству игр-шнуровок прилагаются методические указания, содержащие схемы, по которым нужно «собрать» игрушку, и образцы узоров и орнаментальных переплетений. Однако предложите ребёнку попробовать свои варианты шнуровки. Это положительно отразится на творческих способностях вашего малыша.

«Овощи - фрукты»

Целью заняния по ознакомлению с окружающим миром на тему «Овощи - фрукты» является закрепление и уточнение знаний детей о фруктах и об овощах. В процессе образовательной деятельности решались такие актуальные задачи для детей с ОВЗ как :

- обогащение словаря по теме;

- обучение составлению рассказа-описания по схеме;

- развитие зрительного и слухового внимания;

- развитие памяти и логического мышления;

- развитие пространственной ориентации и мелкой моторики;

- развитие тактильного восприятия.

Работа с родителями 


        

Работа с педагогами

Дата последнего изменения: 29 Июн 2023 19:50