Терентьева Надежда Викторовна, учитель – дефектолог

Общий стаж работы: 12 лет
Стаж работы в данной должности: 4 года

Курсы повышения квалификации: ноябрь 2021 г.
Квалификационная категория: соответствие занимаемой должности
Образование: высшее. Белгородский государственный национальный исследовательский университет (НИУ «БелГУ»), учитель – дефектолог.

Информация для родителей

" Использование визуальной поддержки при организации режима дня для детей с расстройствами"

Подготовка детей к самостоятельной жизни – одна из основных целей психолого-педагогического сопровождения детей с расстройством аутистического спектра. Следовательно, наиважнейшей задачей при обучении ребенка с РАС является – формирование жизненных компетенция, то есть навыков, знаний и умений, способов их применения, необходимых человеку для максимально возможного независимого и самостоятельного функционирования. Для детей с РАС такими навыками могут быть: самостоятельное одевание, прием пищи, пользование туалетными принадлежностями, умение пользоваться общественным транспортом, самостоятельно переходить дорогу и т.д.
Для формирования многих функциональных навыков обучающимся с РАС требуется большое количество подсказок. В частности, это касается тех навыков, которые предполагают выполнение нескольких последовательных шагов. Практика показывает, что чаще всего такие дети нуждаются в подсказках со стороны специалистов и родителей не в процессе выполнения отдельных действий, а при переходе от одного действия к другому. Для того чтобы сделать обучающихся максимально самостоятельными и независимыми от взрослых, можно использовать различные варианты визуальной поддержки.
Визуальная поддержка предполагает использование наглядных стимулов, несущих в себе ту необходимую информацию, которую ребенку трудно воспринимать на слух и удерживать в памяти.
Исходя из анализа литературы, о визуальных средствах, применяемых в работе с детьми с ментальными нарушениями, можно выделить следующие формы.
Наиболее популярные и всем вам известные: игры с предметами, работа с карточками, пиктограммами, использование видео роликов и гиф-анимаций, презентации, мнемотаблицы.
Инновационные формы: планшет «Сначала – потом» - визуальная система, которая мотивирует ребенка с ментальными нарушениями к совершению непривычной деятельности (обучение новым навыкам) либо той деятельности, которая ребенку не нравится.
Визуальное расписание/план – демонстрирует порядок активностей в течение дня или порядок действий на уроке/занятии. Показывает ребенку объем заданий и позволяет самостоятельно ориентироваться в учебном процессе.
Визуальные инструкции – необходимы в работе с детьми, которые имеют трудности в понимании речи и для дальнейшей самостоятельной работы.
Визуализация правил поведения – визуальное отображение правил и норм поведения в школе позволяет учащимся самостоятельно осваивать нормы поведения в обществе.
Социальные истории – отображают ситуации, которые вызывают трудности у учащегося с РАС, а также описывают пути их решения.
Визуальные цепочки последовательности действий – отображают последовательность действий и позволяют учащимся эффективно осваивать навыки и самостоятельно их принимать.
Визуализация продолжительности деятельности – позволяет представить время наглядно. Учащиеся понимают продолжительность деятельности, и это предотвращает нежелательное поведение.
Все вышеперечисленные методы визуализации способствуют:
Уменьшению тревожности
Такие формы визуальной поддержки уменьшают тревожность. Доступная для понимания форма является опорой для вербальной коммуникации. Помогают обучающимся ориентироваться в предстоящих событиях, их последовательности, знать о конечности (это закончится и будет следующее) дела/ занятия, что способствует снижению тревожности у детей с нарушениями в развитии.
Не дают возможность спорить
При использовании визуального плана и визуальной инструкции, для обучающегося смена событий происходит объективно, как давность, словно бы без личного требования со стороны взрослого. Если говорить детям: «Я хочу, чтобы ты …», некоторые могут отказаться это делать, но если говорить: «По плану или по инструкции сейчас …», он будет ей следовать.
Подготавливают к изменениям
Визуальная поддержка в виде плана и инструкции сообщает обучающимся, что должно произойти, и что им ожидать дальше. Такая коммуникация позволяет детям использовать изображения, чтобы понять, что происходит вокруг них, и это облегчает их дальнейшую коммуникацию с окружающими.
Улучшают восприятие информации
Значительным преимуществом является постоянность графической информации: расписание неизменно укажет что дальше, а вот словесные указания мгновенно исчезают.
Сегодня, на этом методическом семинаре, хочу вам рассказать о своем опыте применения визуальной поддержки в работе с детьми с РАС: планшет «Сначала – потом» и визуальный план занятия.
В своей практике применять методы визуальной поддержки стала не так давно. В начале учебного года, в группу моих обучающихся, был распределен Егор, обучающийся 3 класса, ребенок с расстройством аутистического спектра. С первых занятий я поняла, будет очень сложно! Ребенок эмоционально неустойчив, на занятиях то неусидчив и импульсивен, то пассивно – безразличен. На замечания практически не реагировал, отвлекался, работоспособность крайне низкая, интерес к предъявленным заданиям не проявлял, отказывался их выполнять. Он был не способен работать по моей инструкции.
Я поняла, что нужно как-то действовать. Стала изучать особенности обучения детей с РАС, современные подходы к развитию коммуникации и социальных навыков, способы оценки причин поведения и формирования социально приемлемого поведения, способы организации образовательного пространства и использование разных видов визуальной поддержки. Как оказалось, в первую очередь необходимо было правильно организовать пространство и ввести в использование разные виды визуальной поддержки.
С организацией пространства возникли трудности, в ресурсную кабинку ребенок не хотел даже заходить. Тогда стала работать с ним за партой в учебной зоне кабинета и постепенно вводить визуальный план занятия.

Иформация для  педагогов

Играем с детьми 

             Игры  на развитие  мышления, памяти, внимания

            Цель: развитие навыков анализа и синтеза, мыслительных процессов (эмпирическое обобщение), тренировка концентрации внимания.

 

 

Игра "Большой - маленький"

Цель  – развитие способности различать предметы по величине, делить на большие и маленькие.

Задачи:

  • формирование и закрепление умения группировать объекты по размеру, словесно выражать различие;
  • закрепление в словаре понятий «большой», «маленький», «за», «перед»;
  • развитие зрительного восприятия, пространственной ориентации;
  • развитие зрительной памяти, концентрации внимания, мыслительной способности, моторики пальцев;
  • совершенствование предметной работы;
  • улучшение эмоционального состояния.

Ход игры

Для младшей группы дошкольников можно разложить на столе карточки, изображающие предметы в большом и маленьком виде: куклу, плюшевого медвежонка, новогоднюю елочку, мячик, машинку и прочее. Задача детей – сказать, какое из парных изображений большое, а какое маленькое.
 

Геометрические фигуры

В картотеке перечислены игры со множеством дидактических функций, обеспечивающие разностороннее развитие ребенка. Но объединяющая их цель – формирование представления о геометрических формах.
Общие задачи:

запоминание и осмысление геометрических фигур;
закрепление представления о колерах и очертаниях окружающих объектов;
развитие зрительного, в том числе цветового, пространственного и плоскостного, восприятия;
совершенствование навыка сравнительного анализа, классификации, обобщения;
тренировка памяти, концентрации внимания, сообразительности, умения логически мыслить;
формирование навыка порядкового счета, первичных математических знаний;
улучшение моторики пальцев рук, общее физическое развитие;
расширение индивидуального словаря, формирование навыка развернутых ответов на вопрос;
воспитание усидчивости, целеустремленности, самостоятельности, наблюдательности, умения действовать по правилам и инструкциям, продуктивно работать в коллективе.

 Игры «Один – много»

Цель — обучение количественному сравнению двух групп с неравным числом составляющих элементов, формирование представления о единичных и множественных объектах.
Задачи:
закрепление понятий «один» и «много», тренировка навыка их различения;
обучение умению правильно употреблять существительные с окончаниями единственного и множественного числа;
тренировка умения отвечать на вопросительные предложения, содержащие слово «Сколько?»;
активизация индивидуального тематического словаря;
совершенствование грамматического речевого строя;
улучшение памяти, мыслительных способностей, концентрации внимания;
обучение математическому счету;
воспитание самостоятельности, организованности.

Дата последнего изменения: 17 Апр 2023 17:22