Памятка для педагогов «Нормативные документы, которые регламентируют взаимодействие педагогов с семьями»
Памятка для педагогов «Правила бесконфликтного общения»
Консультация для педагогов "Как подготовить ребенка к походу к врачу в детском саду"
Терапевтическая сказка «Про мальчика Петю, который недолюбливал докторов»
Внимание!
Уважаемые родители и педагоги!
Объявляем широкомасштабную информационно – пропагандистскую работу по проблеме аварийности с участием детей!
В рамках данной работы предлагаем Вам поучаствовать в следующих мероприятиях:
- акция «Пристегнись сам, перевози ребенка в кресле»;
- акция «Засветись!»
- посещение видеоуроков и видеолекций по детской дорожной безопасности для детей и родителей , совместно разработанный Министерством образования Белгородской области и региональным Управлением Госавтоинспекции https://yandex.ru /d/0NE4W3_YVNMbKQ
- посещение фотоуроков на сайте детского сада из цикла «Минутка безопасности».
Результаты акции будут подробно отражены на сайте детского сада http://dszolotoy.yak-uo.ru/
И на официальной страничке в ВК https://vk.com/club202203530
Шпаргалка для воспитателя «Примеры вопросов для викторины «Мой родной город»
Используйте шпаргалку на занятиях по патриотическому воспитанию детей. В шпаргалке — примеры вопросов на тему родного города с разными вариантами ответов. О том, как воспитателю развивать у детей чувство патриотизма, читайте в рекомендации.
Используйте шпаргалку на занятиях по патриотическому воспитанию детей.
В шпаргалке - примеры вопросов на тему родного города с разными вариантами ответов
Шпаргалка для воспитателя «Примеры вопросов для детского открытого микрофона «Моя родина»
Используйте шпаргалку, чтобы провести в группе открытый микрофон на тему родного города и страны.
О том, как педагогу-психологу развивать у детей чувство патриотизма, читайте в рекомендации
Используйте шпаргалку, чтобы провести в группе открытый микрофон на тему родного города и страны.
Уважаемые родители и педагоги, предлагаю Вашему вниманию интересные и полезные материалы по безопасности на Федеральных сайтах:
Обратите внимание! "Памятка для педагогов"
Как подобрать выносной материал и оборудование для младших групп в ранний период весны»
До школы родителям важно научить ребенка общаться со сверстниками, не бояться обратиться к взрослым за помощью, задавать вопросы. Ребенок должен знать правила поведения в коллективе сверстников, уметь контролировать свое поведение и спокойно сидеть на занятиях, интересоваться новыми знаниями, проявлять познавательную активность. Именно эти навыки помогут первокласснику чувствовать себя успешным и адекватно относиться к учебным задачам.
Чтобы дети не потеряли интерес к школе, были психологически и физически готовы к ней, проведите собрание с родителями. Разберите девять ситуаций, в которых родители могут допустить ошибки при подготовке ребенка к первому классу. Обсудите с ними, как можно избежать этих ошибок, и порекомендуйте варианты решений.
Ошибка 1. Перегружать ребенка кружками
Ситуация. Ребенок в детском саду посещал много развивающих кружков и секций. В первом классе он продолжил ходить одновременно на несколько кружков – музыкальная школа, шахматы, фигурное катание. В результате у ребенка снизилась мотивация к учебе, а также уже к третьему уроку он испытывал физическую слабость и желание спать.
Рекомендации родителям. Чтобы не перегружать ребенка, объясните родителям, что не стоит направлять его на несколько кружков одновременно – до школы лучше посещать не более двух. Занятий в детском саду достаточно, чтобы разносторонне развить личность ребенка. В подготовительной группе также посоветуйте выбрать две секции: спортивную – для здоровья и развивающую – подготовку к школе, рисование, театральную студию или музыкальные занятия.
Ошибка 2. Не учитывать, сколько детей в группе по подготовке к школе
Ситуация. Родители отдали ребенка для подготовки к школе в его будущую школу, чтобы он заранее адаптировался и привык к новой обстановке. Но из-за того, что группа была переполнена, педагог уделял ребенку меньше внимания. Поэтому по результатам итоговой диагностики ребенок был недостаточно подготовлен к школе, а родителям пришлось летом заниматься с ним по индивидуальным рекомендациям.
Рекомендации родителям. В этой ситуации посоветуйте родителям выбирать подготовительные курсы, в которых будет меньшая наполненность группы. Когда в группе много детей, педагог успевает дать запланированный материал и замечает только тех воспитанников, которые быстрее его усвоили. В группе из 5–10 человек педагог сможет поработать с каждым ребенком, чтобы увидеть их индивидуальные трудности.
Ошибка 3. Выбирать индивидуальные подготовительные занятия, а не мини-группу
Ситуация. Диагностика в детском саду показала, что ребенок недостаточно готов к школе – он не мог изобразить дом и отождествить звуки в слове. Но мама ребенка не согласилась с выводами педагога-психолога и заявила, что педагог, который проводит с ребенком индивидуальные занятия, считает его готовым к школе. В результате в первом классе у ребенка проявились трудности с письмом и звуковым анализом слов, он отставал от одноклассников.
Рекомендации родителям. Чтобы ребенку было легче справляться с учебной нагрузкой в школе, предложите родителям выбрать для него в качестве условий подготовки – мини-группу. Там ребенок будет учиться взаимодействовать со сверстниками как участниками общей деятельности, оценивать результаты своей работы, тактично отмечать недостатки у других и сравнивать свои результаты. Не следует исключать индивидуальные занятия с педагогом-психологом или учителем-логопедом в детском саду, если специалисты рекомендуют их ребенку.
Ошибка 4. Стремиться сделать ребенка лучшим
Ситуация. Педагоги и специалисты детского сада рекомендовали маме ребенка выбрать стандартную программу обучения в школе. Мама же посчитала, что ее ребенок – гений, ему будет скучно обучаться в обычном классе, поэтому она выбрала индивидуальный план для одаренных детей. Но в школе у ребенка начались проблемы с поведением – он шумел во время уроков, агрессивно себя вел по отношению к учителю и одноклассникам.
Рекомендации родителям. Чтобы избежать проблем с поведением, объясните родителям, что при поступлении в школу надо основываться на состоянии и способностях ребенка. Желание видеть ребенка лучшим и доказывать это окружающим не поможет ему в обучении. Пусть родители учитывают мнения воспитателей и других специалистов детского сада о возможностях ребенка.
Также надо предупредить родителей, что, для того чтобы ребенок мог учиться по «сложной программе», ему потребуется дополнительная подготовка. А это может полностью изменить поведение ребенка. Например, если он не будет справляться, то начнет протестовать, показывать свое недовольство или станет пассивным в учебе.
Ошибка 5. Не учитывать мнение специалистов детского сада
Ситуация. После диагностики готовности к школе специалисты детского сада предупредили маму, что у ее сына могут быть трудности в школе. А педагог центра развития, куда также ходил мальчик, считал, что ребенок к школе готов.
Мама предпочла верить педагогу центра развития, потому что думала, что там более квалифицированные специалисты. Но в первом классе ребенок сразу столкнулся с трудностями – ему было сложно понимать и выполнять задания, запоминать информацию, а в ноябре он отказался ходить в школу и хотел вернуться в детский сад.
Рекомендации родителям. Поясните родителям, что коммерческие цели центров развития могут влиять на оценку результатов ребенка. Можно поинтересоваться мнением специалистов о развитии ребенка, но не ограничиваться им.
Также объясните родителям, что это ошибка – считать, что мнение педагогов детского сада менее обоснованное. Чем раньше родители начинают принимать во внимание информацию, которую получают от педагогов в детском саду, тем больше шансов избежать трудностей в будущем.
Ошибка 6. Стыдиться, что ребенок обучается по индивидуальному плану
Ситуация. Ребенок не справлялся с программой подготовительной группы. Его возраст к первому сентября был семь лет и два месяца. Педагог-психолог рекомендовал ему обучение по индивидуальному плану, но родители решили об этом умолчать. В первом классе ребенка признали неуспевающим и позже перевели на обучение по индивидуальному плану с согласия родителей.
Рекомендации родителям. Посоветуйте родителям прислушиваться к мнению специалистов о способностях ребенка. Например, если педагоги рекомендуют выбрать обучение по индивидуальному плану, они хотят помочь ребенку легче адаптироваться к школьным условиям. Также объясните, что трудности ребенка, которым не уделяли должного внимания до школы, могут в школе стать более серьезными, а ребенку будет сложнее их преодолеть.
Ошибка 7. Прекращать занятия с психологом и логопедом после детского сада
Ситуация. В детском саду ребенок занимался с педагогом-психологом и учителем-логопедом. Они рекомендовали маме продолжить занятия ребенка со специалистами и в школе. Мама на словах согласилась, но не стала продолжать занятия, так как посчитала, что ребенок преодолел все трудности. Но адаптация ребенка к школе проходила тяжело – он пассивно вел себя во время уроков, не выполнял задания, часто отпрашивался в туалет.
Рекомендации родителям. Посоветуйте родителям при переходе в школу уточнить у специалистов, с которыми он занимался, его текущий уровень развития. В большинстве случаев рекомендуется получать повторное психолого-педагогическое заключение для школы. Эти меры позволят ребенку оказаться в подходящих условиях, а также быстрее адаптироваться к школе и избежать возможных трудностей.
Ошибка 8. Торопиться отдать ребенка в первый класс
Ситуация. Родители не посоветовались со специалистами детского сада и отдали ребенка в школу до того, как ему исполнилось семь лет. В школе у ребенка возникли трудности – он опаздывал на уроки, так как заигрывался на перемене, проявлял активность только в первые пять минут урока, а потом начинал ходить по классу и играть. К февралю ребенок стал более усидчивым, перестал опаздывать, но продолжал играть до конца учебного года.
Рекомендации родителям. Предложите родителям консультацию со специалистами детского сада, чтобы определить, готов ли ребенок пойти в школу. Дети, чаще всего мальчики, которым еще не исполнилось семь лет, испытывают трудности в начальных классах. Они не способны усидеть на месте весь урок, слушать учителя, не отвлекаться и выполнять задания, запоминать новый материал и успевать за остальным классом.
Объясните родителям, что для ребенка лучше, если он пойдет в школу в семь лет и шесть месяцев или позже и будет учиться на пятерки и четверки, чем на год раньше и будет учиться на тройки. Такой ребенок будет дезадаптирован и в средней школе, без мотивации к обучению и общению со сверстниками.
Ошибка 9. Учитывать только знания ребенка, а не его поведение в целом
Ситуация. Мальчик поступил в первый класс с развитым навыком чтения и умением считать. Но у него были проблемы с поведением – ходил по классу, отвлекал других детей, не выполнял задания. Когда появились оценки, стал получать двойки.
Родители обвиняли педагога в предвзятости, не хотели общаться с педагогом-психологом, а родители других учеников стали жаловаться на поведение мальчика. В результате ребенок все-таки стал заниматься с педагогом-психологом, для него составили индивидуальный учебный план. Со временем поведение нормализовалось.
Рекомендации родителям. Объясните родителям, что хорошая память и способность складывать и вычитать трехзначные числа – еще не признак готовности к школе. В некоторых случаях это даже повод обратиться за помощью. Поскольку быстрое развитие умственных способностей может компенсироваться отставанием в развитии поведенческих навыков.
Порекомендуйте родителям обращать внимание на то, как ребенок выполняет задания. Например, может ли он следовать правилам, рассказывать по теме, когда его спрашивают. Также им следует узнать об особенностях поведения ребенка в группе, о трудностях, которые его могут ожидать. Специалисты детского сада могут определить, будет ли поведение ребенка в школе нежелательным.
Воспользуйтесь готовыми карточками, чтобы провести родительское собрание. В карточках – описание ситуации и советы, которые нужно дать родителям. Все карточки скачайте в конце рекомендации.
«Как помочь родителям подготовить ребенка к школе». Е. Абазян
© Материал из Справочной системы «Методист детского сада».
Подробнее: https://vip.1metodist.ru/#/document/16/75851/bssPhr13/?of=copy-fcc869dbb4
Рекомендации старшего воспиателя "Как провести самоанализ занятия"
Самоанализ занятия воспитатели могут провести за 15 минут, если четко знают структуру анализа и понимают его цели.
Какие трудности мешают педагогам проводить самоанализ
Оценить занятие, которое провел другой педагог, для воспитателя не составляет труда. А самоанализ организованной образовательной деятельности (ООД) может вызвать проблемы.
Одна из причина сложностей состоит в том, что воспитатель в данном случае не внешний наблюдатель, а участник, он находится внутри процесса. Вторая причина — необходимость ежедневно говорить просто, чтобы понимали дети. В результате не всегда получается переключиться на деловой стиль речи и профессиональную терминологию. Педагогам мешает психологическая инерция — привычка действовать стандартно в типовых ситуациях.
Третья причина — воспитатели боятся неправильно использовать термины: терминология в сфере образования постоянно обновляется. Об этом свидетельствуют вопросы, которые они задают на педагогических сайтах.
Четвертая причина – воспитатели не знают структуру самоанализа ООД и не понимают его цели. Чтобы самоанализ не вызывал у воспитателей проблем, предложите использовать в работе удобную схему с четкой структурой. С помощью уточняющих вопросов воспитатели быстро выявят недочеты.
Как провести самоанализ по схеме
В начале анализа воспитатель озвучивает цель ООД и ее задачи. Далее объясняет, как поэтапно воплощалась идея занятия. Схема анализа содержит уточняющие вопросы, которые педагог использует в качестве ориентиров. С их помощью он определяет достоинства и недочеты.
Некоторые вопросы можно включить в анализ любого из этапов ООД. Например, вопрос о создании ситуации успеха и психологического комфорта или вопрос об использовании диалоговых форм.
Следите, чтобы все этапы ООД соответствовали цели. Анализ этапа рефлексии — один из самых сложных. Чтобы понять, насколько рефлексия ООД соответствовала цели, нужно:
обсудить и оценить результаты деятельности, сравнить результаты с замыслом;
обсудить процесс деятельности, удовлетворенность процессом и результатом;
выявить ценность полученного нового знания, умения;
провести рефлексию настроения и эмоционального состояния;
выявить перспективы и новые возможности.
Если цель ООД — сформировать навык, то в ходе рефлексии педагог обсуждает с детьми результаты деятельности, сравнивает их с замыслом: «Получилось ли у нас все так, как мы задумали в начале занятия?». Если цель заключалась в развитии взаимодействия между детьми, то следует обсудить именно процесс деятельности и взаимодействие между воспитанниками в этом процессе: «Дружно ли вы работали? Кто и как помог товарищу? Удалось ли вам договориться?». Если воспитатель планировал сформировать или закрепить какое-то знание и донести до воспитанников его ценность, то он обсуждает, где и как в жизни дети будут его применять. В примере смотрите варианты формулировок.
ПРИМЕР
Формулировки, чтобы проанализировать соответствие этапов цели ООД
Если воспитатель стремится развивать воображение и умение планировать, то в конце ООД стоит поговорить с детьми о перспективах деятельности: «А как еще можно? Что можно было бы добавить? Что ты будешь делать в следующий раз?». Кроме того, в работе с детьми всегда следует фиксировать внимание на эмоциональной составляющей совместной деятельности. Это важно, чтобы сформировать положительную самооценку ребенка для его самоутверждения.
Рекомендуйте педагогам не менять схему самоанализа. Если же они решат дополнить ее, пусть откажутся:
от формальных вопросов. Например, вопрос об интеграции образовательных областей или соответствии материала возрастным особенностям детей. Это обязанность педагога, когда он организует ООД;
вопросах о выполнении санитарно-гигиенических требований. Эти требования в ДОО должны выполняться по умолчанию. Однако если педагог нарушил их, обратите на это внимание;
вопросов о формах и методах организации детской деятельности. Они могут быть названы, но не списком, а в контексте анализа конкретного этапа, с обоснованием их выбора.
Какую схему самоанализа выбрать
Схема самоанализа ООД, которая представлена ниже, поможет воспитателям сделать выводы в условиях ограниченного времени. Схема представляет занятие целостно. Это помогает лучше понять замысел педагога и качество его реализации.
Воспитатель организует образовательную деятельность, чтобы ребенок исходил из своих потребностей и мотивов, совместно с ним ставил цель, выбрал средства, осуществил деятельность, получил результат и осмыслил его.
Ребенок познает мир, приобретает определенные личностные качества в ходе деятельности. Поэтому и структура ООД идентична структуре деятельности человека, которая представлена на изображении.
Схема удобна тем, что любой вопрос легко трансформируется в ответ или начало ответа — отправную точку — для построения связного высказывания о каком-либо аспекте анализируемого этапа. Это облегчает задачу воспитателя.
С помощью схемы самоанализа воспитатель покажет целесообразность всех ее этапов и определит, достигнута ли поставленная цель. Вывод подкрепит аргументами – развернутыми ответами на вопросы. Также в самоанализе по схеме педагог продемонстрирует умение видеть плюсы и минусы образовательной деятельности, которую. проводит.
Содержательный раздел ФОП ДО.
Федеральная образовательная программа определяет объем обязательной части образовательных программ детских садов. Данный раздел включает задачи и содержание образовательной деятельности по каждой из образовательных областей. Также разработчики описали в нем вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы и особенности образовательной деятельности и культурных практик. В качестве отдельных пунктов в содержательный раздел включили способы, как поддерживать детскую инициативу, направления, по которым нужно взаимодействовать с родителями, коррекционно-развивающую работу и федеральную рабочую программу воспитания. Всего в содержательном разделе ФОП ДО семь пунктов.
Задачи и содержание обучения и воспитания по образовательным областям. ФОП ДО предусматривает те же образовательные области, что и ФГОС, – здесь нет никаких изменений. Но содержание образовательной деятельности по областям разработчики описали для детей от 2 месяцев до 7 лет. Кроме задач и содержания образовательной деятельности, в каждой образовательной области теперь еще есть задачи воспитания.
Формы, способы, методы, средства реализации ФОП ДО. Педагоги вправе выбирать их самостоятельно. Главное, чтобы они соответствовали возрасту и индивидуальным особенностям детей, целям и задачам образовательной деятельности.
Образовательная деятельность и культурные практики. В этом пункте разработчики определили понятие «занятие», указали на потенциал игры для разностороннего развития детей. Обозначили возможности культурных практик.
Поддержка детской инициативы. Во ФГОС ДО поддержка инициативы детей в различных видах деятельности – один из основных принципов. Теперь в федеральной программе – это отдельный пункт в содержательном разделе.
Взаимодействие с родителями. Этот пункт содержит основные направления и формы взаимодействия с семьей. Также разработчики сделали акцент на принципах, которым должны следовать педагоги в работе с родителями.
Коррекционно-развивающая работа. Согласно ФОП ДО коррекционно-развивающая работа предусматривает: коррекцию нарушений развития детей, квалифицированную помощь в освоении программы, разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и их социальную адаптацию. Коррекционно-развивающая работа охватывает различные категории воспитанников, в том числе детей с ООП, с ОВЗ, детей-инвалидов.
Подробнее о коррекционно-развивающей работе по ФОП ДО и федеральной рабочей программе воспитания расскажем в апрельском номере
Федеральная рабочая программа воспитания. Теперь она входит в содержательный раздел ФОП ДО. Федеральная рабочая программа воспитания раскрывает задачи и направления воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям. В содержании программы есть изменения. Например, разработчики добавили еще одно направление воспитания.
Подробнее структуру содержательного раздела ФОП ДО смотрите на карточке 1. На карточках 2–6 – содержание образовательной деятельности по образовательным областям.
Карточки 1 - 3 . Структура содержательного раздела
«ФОП ДО: наглядные карточки, чтобы познакомить педагогов с содержательным разделом»
© Материал из Справочной системы «Образование».
Подробнее: https://vip.1obraz.ru/#/document/189/1014783/e7ddfc84-5c4b-46fc-a41a-469c8b2f422c/?of=copy-54d1350bfd
Карточки. Содержание образовательной деятельности по образовательным областям
Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие"
Образовательная область "Познавательное развитие"
Образовательная область " Речевое развитие"
Образовательная область"Художественно - эстетическое развитие"
Образовательная область "Физическое развитие"
Рекомендациия старшего воспитателя "ВАШ ВОПРОС - МОЙ ОТВЕТ"
СИТУАЦИЯ 1.
Надо ли проинформировать родителей о переходе на ФОП ДО
Необязательно, но родители вправе интересоваться содержанием образования и методами обучения (п. 4 ч. 3 ст. 44 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Сообщите детали перехода на ФОП ДО сразу всем – на общем родительском собрании. Поручите старшему воспитателю рассказать, что начинаете применять федеральную программу, и уточнить дату. Поясните, что это не затронет воспитанников и родителей, так как ФОП разработали по ФГОС (п. 3 ФОП ДО). Основные условия обучения и воспитания останутся прежними.
Объясните, что Минпросвещения поручило внедрить ФОП, чтобы сформировать единое образовательное пространство и обеспечить качественное базовое образование.
СИТУАЦИЯ 2.
Можно ли использовать парциальные и комплексные программы в ООП детского сада, разработанной по ФОП ДО
Да, можно – в формируемой части ООП ДО.
Разработчики ФОП ДО подчеркивают, что федеральная программа образует основную часть ООП ДО. Детский сад обязан самостоятельно составить часть, формируемую участниками образовательных отношений (п. 4 ФОП ДО). Для этого надо учитывать требования ФГОС ДО – разработать собственные парциальные образовательные программы или указать ссылки на методическую литературу, в которой изложены содержание парциальной программы, методики и формы организации образовательной работы (п. 2.12 ФГОС ДО). Например, в качестве такой литературы можно использовать комплексные вариативные программы, с которыми привыкли работать.
СИТУАЦИЯ 3.
Надо ли учитывать примерные образовательные программы при составлении ООП детского сада по ФОП ДО
Нет, не надо.
Закон об образовании обязывает разрабатывать ООП ДО на основе ФГОС и федеральной программы (ч. 6 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Требование использовать примерные программы из него убрали. Планируют скорректировать и ФГОС ДО, чтобы удалить упоминание о примерных вариативных программах.
С 1 января 2023 года примерные программы можно использовать при разработке ООП только как основу для вдохновения. Например, копировать некоторые абзацы, чтобы составить свою парциальную программу для формируемой части ООП ДО. Лучше не указывать в ООП ссылки на примерные программы – это могут расценить как противоречие Закону об образовании.
СИТУАЦИЯ 4.
По какой федеральной программе разрабатывать адаптированную программу для детского сада
Используйте ФАОП ДО ОВЗ.
С 07.02.2023 действует федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ОВЗ (приказ Минпросвещения от 24.11.2022 № 1022). Она носит рамочный характер и имеет модульную структуру. На ее основе можно разработать АОП ДО для воспитанников с разной нозологией:
нарушениями слуха (глухих, слабослышащих и позднооглохших, перенесших операцию по кохлеарной имплантации);
нарушениями зрения (слепых, слабовидящих, с амблиопией и косоглазием);
тяжелыми нарушениями речи;
нарушениями опорно-двигательного аппарата;
задержкой психического развития;
расстройствами аутистического спектра;
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
тяжелыми множественными нарушениями развития.
«Как внедрить ФОП в детском саду». О.С. Ершова
© Материал из Справочной системы «Образование».
Подробнее: https://vip.1obraz.ru/#/document/16/132976/bssPhr99/?of=copy-2f140e03bd
"Лист контроля доя педагога - психолога"
Рекомендации старшего воспитателя для педагога - психолога "Как провести с родителями встречу по запросу. Пошаговый алгоритм и бланки"
Основная задача в работе по запросу с родителями – определить причину нарушений в развитии воспитанника, сформировать рекомендации для родителей и воспитателей. Чтобы подготовиться к встрече с родителями, узнайте о проблемах в поведении воспитанников у воспитателей, разместите информацию по основным возможным темам запроса на информационном стенде. Планируйте работу с семьей воспитанника в семь этапов.
1 этап
Укажите время приема родителей в циклограмме своих дел, утвердите график у заведующего детским садом. Разместите на двери кабинета и в приемной каждой группы расписание часов приема родителей. Помните: в это время вы обязаны быть на рабочем месте. Покидайте кабинет в часы приема только по уважительной причине и предупредите об этом администрацию детского сада и воспитателей групп.
2 этап
Разместите для родителей разных групп информацию на стенде и странице педагога-психолога на сайте детского сада. Дайте рекомендации по основным проблемам, с которыми могут обратиться семьи детей раннего, среднего и старшего дошкольного возраста. Например, расскажите, что делать, если ребенок не усваивает программу, проявляет в поведении признаки нарушений эмоционально-волевой сферы: часто раздражается, плачет, кричит, если не покупают интересную игрушку или не идут в магазин.
Расскажите, когда поведение ребенка может быть связано с педагогической запущенностью, а не с психологическими проблемами. Учитывайте сезонность запросов. Например, летом и осенью разместите подробную информацию по вопросам адаптации детей раннего возраста к условиям группы детского сада. Весной расскажите, что делать, если ребенок рано идет в школу или как повысить мотивационную готовность воспитанника к школе.
3 этап
Воспитатели часто первыми узнают об интересе родителя к психологу и могут помочь договорится о встрече в удобное для всех время. Наладьте коммуникацию с педагогами, чтобы с их помощью быстро решить вопрос по времени индивидуального приема в условиях большого детского сада и высокой нагрузки. Помните: чем лучше социальные связи с воспитателями, тем эффективнее ваше общение с родителями. Например, если воспитатели видят проблемы в поведении ребенка, попросите их убедить родителей посетить кабинет психолога. Педагоги помогут изучить личность воспитанника в условиях семьи и детского сада.
Побеседуйте с воспитателями за два-три дня перед встречей с родителями. Попросите рассказать об особенностях данной семьи, обрисовать круг проблем, уточнить, как происходит взаимодействие семьи и сотрудников группы и учреждения. Зафиксируйте информацию, чтобы подготовиться к встрече с родителями.
4 этап
Продумайте, где разместить родителей в пространстве кабинета. Подготовьте небольшое зеркало, сухие салфетки, воду. Предупредите семью воспитанника, что встреча на 1–1,5 часа. Попросите не брать с собой ребенка. В консультативном уголке разместите памятки и документы по проблеме, с которой, как вы предполагаете после беседы с воспитателями, пришли родители. Подготовьте документы для родителей, диагностические методики для воспитанника, чтобы ознакомить семью с методами психологической диагностики.
5 этап
Пригласите родителей в кабинет. Занесите информацию о встрече в журнал консультаций. Не стесняйтесь заполнять его при родителях. Наоборот, повторите вместе с участниками знакомую информацию, чтобы дать семье возможность успокоиться и расслабиться. Помните: родители воспитанников часто нервничают перед встречей с психологом, ожидают от нее больше негатива, чем оказывается на самом деле.
После заполнения журнала консультаций попросите родителей рассказать о ребенке. Проведите беседу, чтобы заполнить карту психолого-педагогического сопровождения ребенка по запросу родителей.
Выслушайте запрос, уточните проблему, составьте и согласуйте с родителями предварительный план действий. Попросите родителей подписать согласие на виды психолого-педагогического сопровождения. Обсудите методы диагностики дошкольника, уточните, будет ли родитель присутствовать. При необходимости предложите наблюдение за ребенком, диагностику детско-родительских отношений, проективные методики диагностики семейных отношений, социометрию, методы изучения личностного развития дошкольника, группового взаимодействия.
6 этап
Подготовьте комплекты диагностических методик для каждого вида исследования. Организуйте диагностику сразу после встречи с родителями. Распечатанные методики храните в одном месте, разложите по возрастам, отметьте маркерами разные диагностические мишени. Подготовьте запас бланков и протоколов ко всем методикам. Вместе с методиками храните сводную данных для каждого комплекта.
Составьте сводную таблицу по каждой диагностической мишени. Воспользуйтесь примером сводной данных обследования эмоционально-волевой сферы ребенка. Укажите в сводной, какие и когда методики использовали, показатели и выводы, комментарии ребенка, надтестовые характеристики и дополнительные сведения.
7 этап
Составьте заключение по результатам диагностики. В заключение обобщите выводы по каждой методике. Составьте план действий. Познакомьте родителей на встрече с заключением. Ознакомьте с планом сопровождения. Если необходимо, оформите запрос для администрации или ППк.
«Как провести с родителями встречу по запросу. Пошаговый алгоритм и бланки»
© Материал из Справочной системы «Образование».
Подробнее: https://vip.1obraz.ru/#/document/189/1012568/9318025e-23ae-4e83-95fd-3b9c852df2b1/?of=copy-f4db5d9f29
Почему профессиональное выгорание – это опасно?
Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Сначала педагог говорит, что он в порядке. Он не замечает, как исчезают положительные эмоции, возникает состояние тревожности, неудовлетворенности. Потом он видит, что ему сложно общаться с коллегами, учениками и родителями. Педагог говорит пренебрежительно, с трудом сдерживает антипатию. У него все чаще случаются вспышки раздражения. Постепенно притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру уплощается, педагог становится равнодушным ко всему. Усталость, апатия и депрессия, которые сопровождают эмоциональное выгорание, приводят к физическим недомоганиям. Сама мысль о работе вызывает нервное расстройство, межличностные отношения нарушены, выполнять свою деятельность на высоком профессиональном уровне педагог не способен. Вовремя выявить и решить эту проблему педагогу - психологу помогут анкеты. Предлагаю Вам их изучить. «Тревожные сигналы, которые говорят об эмоциональном выгорании у педагога»
© Материал из Справочной системы «Образование». Подробнее: https://vip.1obraz.ru/#/document/189/1013925/81c01a80-4195-49e9-aa9e-972d3adb480d/?of=copy-d2ce68e7be
1.Часть 1 статьи 49 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: - Аттестация педагогических работников проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников (за исключением педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава) в целях установления квалификационной категории. Основными задачами проведения аттестации являются:
Стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, профессионального и личностного роста;
Определение необходимости повышения квалификации педагогических работников;
Повышение эффективности и качества педагогической деятельности;
Выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;
Учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава организаций.
Обеспечение дифференциации размеров оплаты труда педагогических работников с учетом установленной квалификационной категории и объема их преподавательской (педагогической) работы.
2. Аттестация педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, педагогических работников муниципальных и частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность.https://beliro.ru/uploads/attachedfiles/50/attestacziya-pedagogicheskix-rabotnikov-organizaczij-osushhestvlyayushhix-obrazo_16-03-2023_13-44-17.pdf
3. Рекомендуемые сроки подачи заявлений на процедуру аттестации педагогических работников в 2022-2023 году.
4. Заявление на аттестацию в целях установления квалификационных категорий педагогические работники подают за 3 месяца до истечения срока действия квалификационной категории.
В течение 1 месяца обеспечивается:
- проверка заявления;
- внесение в базу данных;
- подготовка предложений к заседанию ГАК об определении индивидуальных сроков аттестации;
- установление индивидуальных сроков аттестационного периода на заседании ГАК.
В течение 2 месяцев аттестационного периода:
- подготовка к экспертизе профессиональной деятельности (заполнение электронного портфолио в системе ЭМОУ);
- экспертиза профессиональной деятельности (электронное портфолио);
- проведение заседание ГАК.
5. Рекомендации по заполнению полей ЭМОУ
6. Критерии и показатели 2022-2023
7. Информационное письмо по использованию критериев
8. Информационное письмо по подаче заявления через Госуслуги.
9. Информационное письмо по предъявлению таблицы самооценки
Вся информация по проведению процедуры аттестации педагогических работников размещена на официальном сайте БелИРО. Пройдите по ссылке https://beliro.ru/attestacziya-pedagogicheskix-rabotnikov/
Александра Фокина, эксперт в области возрастной психологии, консультировании и психодиагностики детей дошкольного и школьного возраста, межличностных отношений родителей и детей, практикующий психолог, член Федерации психологов-консультантов России, к. психол. н.
Выступать перед родителями, коллегами и заведующей – прямая обязанность воспитателя. У многих выступления вызывают чувство страха, а это негативно влияет на работу и самочувствие. В рекомендации – психологические приемы и карточки, которые помогут справиться со страхом и спокойно подготовиться к собраниям, методобъединениям и разговорам с руководством.
Как разобраться в причинах тревоги перед выступлением.
Страх выступлений не связан с возрастом, полом, профессиональной компетентностью. Он бывает у самых разных людей, и, по оценкам исследователей, не менее чем у 60 процентов людей он сильнее страха смерти.
Зачастую взрослые опасаются и не любят выступать публично, потому что у них был негативный опыт в детстве. Это мог быть какой-то единичный случай, например в школе за какую-то ошибку учитель отругала перед всем классом или высмеяли одноклассники. Этим опытом может быть и образец поведения, который навязали родители, например считали, что «ребенка должно быть не видно и не слышно».
Тревога из-за того, каким человека увидят другие, сталкивает его с отдельными сторонами своей личности, лишает способности контролировать ситуацию и свои эмоции. Мешают сфокусироваться на выступлении и успокоиться внутренний ребенок, внутренний критик и так называемая Тень. Чтобы они не мешали, необходимо осознать, что хотя эти стороны личности и существуют, они должны оставаться лишь частью вас, а не управлять вами.
Страхи внутреннего ребенка. Внутренний ребенок – это скопление в подсознании детских воспоминаний. Они могут не всплывать яркими образами, как обычные воспоминания, но от этого влияют на жизнь взрослых только сильнее. Встревоженный внутренний ребенок боится, что «внешние взрослые» обидят его, раскритикуют, «поставят плохую оценку».
Тревога из-за внутреннего критика. Внутренний критик проявляется, когда человек критикует себя, считает, что находится не на своем месте, что его мнение, слова не имеют значения или ошибочны. Эта сторона личности активизируется, когда людям и так тяжело, когда особенно важно сделать что-то хорошо. Внутренний критик заставляет думать, что кто-то из слушателей разоблачит некомпетентность человека – хотя он вполне компетентен.
Боязнь, что вырвется Тень. В Тени у каждого человека обычно те качества, которые противоположны внешне заметным. Тень противоречит имиджу, который человек себе создает. Скромная женщина в своей Тени может быть заносчивой и тщеславной, аскетичный мужчина – гулякой и обжорой.
Тень порождают воспитание и запреты, реакции на человека, которые показывают: такой быть нельзя. Не хочется показывать свою Тень, чтобы избежать негативной реакции, которую человек уже когда-то получал.
Воспользуйтесь памяткой-досье для старшего воспитателя. Кликните на изображение, чтобы прочитать описание вида тревоги.
Как самооценка влияет на подготовку к выступлению
Самооценка – это репутация человека в его собственных глазах. Неуверенность в себе мешает выступать перед аудиторией людям разных профессий. Также самооценка сильно зависит от того, что говорят нам значимые люди.
Если человек ругает себя, преувеличивает свои недостатки и игнорирует сильные стороны, у него низкая самооценка. Если старший воспитатель с низкой самооценкой смотрит на себя пренебрежительно, он не захочет показывать себя, делиться идеями и быть на виду.
Чтобы скорректировать самооценку самостоятельно, обратите внимание на то, что вы о себе принимаете в опыт, что о себе запоминаете. Низкая самооценка – это устойчивая память о плохом без памяти о хорошем в себе. Поэтому вспоминайте и наблюдайте свои достоинства и достижения.
Проделайте простой прием «шкатулка». В течение недели каждый день записывайте на маленькие листочки что-то хорошее о себе, что-то, что в вас хорошо, что вы здорово сделали: «Я была сдержанной в сложном разговоре», «Мне понравилось, как я выглядела», «Я успокоила детей, когда они расшалились». Листочек сворачивайте и кладите в шкатулку или коробочку. Так делайте хотя бы семь дней.
В конце недели откройте шкатулку, вытащите все листочки и прочитайте их вслух и с выражением. Сфокусируйтесь на том, что вы при этом чувствуете. Постарайтесь ощутить удовольствие, радость от того, что вы сама можете видеть в себе хорошее.
Ниже скачайте памятку с приемами, которые помогут вам справиться со страхом и волнением. Раздайте памятку педагогам, которые часто волнуются перед выступлением.
Памятка для педагогов «Приемы, чтобы меньше волноваться»
Если вы воспринимаете публичное выступление как стресс, то вы теряете контроль над голосом, движениями, мыслями, не можете действовать спонтанно и быстро. В таком состоянии вы можете сфокусироваться только на проблемах, ошибках, трудностях, недостатках.
Чтобы публичные выступления не вызывали стресс, к ним нужно готовиться – прежде всего психологически и использовать несложные приемы. Воспользуйтесь пошаговыми мини-инструкциями, как подготовиться к родительскому собранию, методобъединению и разговору с заведующей.
Как выступить на родительском собрании
Продумайте, что сказать родителям «по фактам». Не увлекайтесь теорией. От вас хотят услышать то, что нельзя найти в интернете. Подготовьте задания и раздаточный материал, какие-то варианты активности, чтобы вы могли сделать паузу, отдохнуть от выступления, собраться с мыслями и убедиться, что вы все сказали.
Если перед родительским собранием тревожит, что придется представить свою речь как будто на суд родителей, подумайте о том, что вы – эксперт в воспитании детей. У вас есть профессиональное образование, вы разбираетесь в детской психологии. Однако не нужно считать, что у вас нет права волноваться. В первую очередь вы человек, а людям свойственно тревожиться.
Помните: родителям важно получить ту информацию, которую только вы можете им передать. Родители сфокусируются на информации, и им не будет важно, краснеете ли вы. Добавьте в выступление паузы, переспрашивайте, все ли понятно, – так вы сможете контролировать свою речь.
Воспользуйтесь пошаговой мини-инструкцией.
Инструкция поможет вам и педагогам подготовиться к выступлению на родительском собрании.
Если вам каждый раз тревожно выступать перед коллегами, подготовьте презентацию с минимумом текста и множеством картинок и видео по теме, чтобы отвлечь от себя внимание. Также используйте разные варианты активностей, раздаточный материал. Не учите наизусть текст выступления – напишите план и тезисы выступления, чтобы опираться на них. Так вам легче будет прерваться, чтобы ответить на вопросы коллег, а затем вернуться к своему выступлению. Если вас беспокоит, что коллегам не понравится ваше выступление, ваши идеи, подумайте, почему для вас важно их мнение. Люди имеют право не соглашаться друг с другом, при этом полярные точки зрения тоже могут существовать. Воспользуйтесь пошаговой мини-инструкцией.
Инструкция поможет вам и педагогам подготовиться к выступлению перед коллегами.
Важно признать, что руководитель, как и вы, – обычный человек, не небожитель, особенно если вас беспокоит именно статусность собеседника. Возвращайтесь в реальность с помощью органов чувств: трогайте свою одежду или мебель рядом, ощущайте текстуру, температуру и другие особенности, вслушивайтесь в звуки рядом или за окном.
Если вы боитесь ошибиться или сказать что-то, за что вас могут наказать, помните – как у любого человека, у вас есть право на ошибку. Если боитесь, что вас неправильно поймут, постарайтесь заранее продумать план своего выступления и не отходите от основной темы.
Воспользуйтесь пошаговой мини-инструкцией. Инструкция поможет вам и педагогам подготовиться к разговору с руководством детского сада.
Мини-инструкция для педагогов «Как подготовиться к разговору с руководством»
© Материал из Справочной системы «Методист детского сада» https://supervip.1metodist.ru Дата копирования: 18.05.2023
Какие советы дать воспитателям
Если человек не решает поставленных задач, а постоянно находится в психофизическом напряжении, то у него ухудшается здоровье. Сначала выясните или поручите выяснить педагогу-психологу, кто из воспитателей находится в стрессовой ситуации. На изображении ниже показаны основные признаки стресса у воспитателя, что воспитатель находится в состоянии стресса.
Признаки стресса у воспитателя
Кроме того, действия воспитателя в состоянии стресса могут привести к неправильным поступкам. Например, он может поставить воспитанников в стрессовую ситуацию – ниже читайте пример.
ПРИМЕР
Стрессовая ситуация, которая передается детям от педагогов
Строгость заведующей и большой объем требований при подготовке к новогоднему утреннику привели педагогов к перегрузке. Воспитатели не справлялись с задачами и не знали, как сохранить психическую устойчивость.
Некоторые педагоги не сумели отследить, что стали встревоженными и дезадаптивными. Это отразилось на детях. Они не осознавали, что ставили перед детьми задачи, которые не соответствовали их возрасту, способностям, физическим ресурсам организма. Неудачу детей они воспринимали как непослушание.
Некоторые стали видеть в детях помеху тому, чтобы группа подготовила выдающееся выступление перед гостями. В результате дети и их родители попали в стрессовую ситуацию, некоторые заболели, увеличилось количество конфликтов.
Как реагировать на стресс
Отрицательные эмоции в состоянии напряжения означают, что возникла ситуация, которая воспринимается как угроза. Это значит, что вы не игнорируете проблемы и неудачи, а просто напуганы и ищете выход.
Чтобы принимать решения, важно успокоиться, снизить уровень тревоги. Для каждого человека способ снятия напряжения индивидуален, зависит от предпочтений, образа жизни. Поэтому важно не допускать длительного напряжения. На схеме ниже смотрите алгоризм реакции на стресс.
Как работать с дыханием во время стресса
В момент сильного гнева, обиды, напряжения постарайтесь изолировать себя от стрессовой ситуации. Сконцентрируйтесь на том, что сейчас важнее хорошее самочувствие. Осознайте свое раздражение.
Почувствуйте, где в теле находится напряжение. Обычно во время нарастающего гнева, тревог это брюшная полость или грудная клетка. Положите руку в место напряжения и медленно продышите его.
Ощущайте, как расслабляются мышцы, снижается накал эмоций. Мыслями и восприятием находитесь в этом моменте. Если напряжение не проходит, сердце продолжает усиленно биться, вы ощущаете сопротивление, желание возмущаться – значит мысленно вы не отпускаете ситуацию.
Как сбросить негативные эмоции
Не накапливайте в себе обиды и негативные эмоции. Расскажите о произошедшем друзьям или коллеге, которому можно доверять.
Переключите внимание на физический труд: устройте уборку или передвиньте мебель. Боритесь с собственным стрессом, чтобы не допустить стресса у детей.
Напишите переживания на бумаге. Затем прочитайте написанное, разорвите лист, скомкайте его с силой и забросьте в урну. Проговорите в диктофон, что вы чувствуете и думаете, а затем сотрите запись.
Как распределять время
Выделите время не только на работу, но и на отдых. Планируйте трудовую деятельность – распределите нагрузку, распишите дела и отмечайте выполненное. Это поможет вам видеть результат, фиксировать успешность и понимать, чему и сколько вы отводите времени.
Не игнорируйте время на отдых. Пусть оно будет неприкосновенно и ограничено от вторжения окружающих. В это время вы имеете право не отвечать на телефонные звонки, закрыть дверь от того, что может помешать. Помните, что от этого зависит ваше самочувствие.
Главный критерий отдыха – момент расслабления, безоценочность своих действий, приятные эмоции – все то, что будет помогать центральной нервной системе вырабатывать необходимые гормоны. Например, спорт и творчество.
Как вести себя с человеком, у которого стресс
Чтобы во время подготовки к утреннику не возникало дополнительных стрессовых ситуаций, не воспринимайте напряженное поведение коллег и родителей как негативное. Поддержите человека, у которого стресс, проявите сочувствие.
Скажите, что после упорной работы ему следует сделать что-нибудь приятное, чтобы улучшить самочувствие. Объясните, что это поможет снизить негативные эмоции и требовательность по отношению к себе и другим. Собеседник почувствует, что поступает правильно, даже когда у него что-то идет не так. Это значит, что больше нет угрозы и ему не от чего защищаться.
Ошибка – в момент стресса предложить человеку помощь и выделить его состояние как неподходящее и опасное. В этом случае он скорее почувствует себя уязвимым и откажется от борьбы со стрессом.
Чтобы предупредить стрессовую ситуацию у воспитателей и воспитанников, раздайте всем педагогам памятки или поручите сделать это психологу.
Памятка для педагогов «Чем опасен для здоровья длительный стресс»
Когда родители помогают дома ребенку готовиться к утреннику, им следует сдерживать раздражение, если у него что-то не получается. Члены семьи могут проявить настойчивость при подготовке, но не должны быть требовательными.
Родители не должны стремиться, чтобы ребенок всегда был лучшим, а также не бояться негативных оценок в его адрес в случае неудачного выступления на утреннике. Лучше говорить малышу, что, когда все получается слаженно, – это весело и интересно.
Как успокоить ребенка, если он не готов к выступлению
Родителям нужно заранее рассказать ребенку, что иногда может не все получаться, как хочется. Если ребенок болел, а потом оказался на репетиции или на утреннике, то он может растеряться, не понимать, что делать, расстроиться и отказаться выступать.
Родители должны объяснить ему, что всегда можно придумать, как участвовать в празднике вместе со всеми. Например, помогать другим, прийти в красивом наряде, громко аплодировать и радоваться за свою группу, махать родителям, успеть выучить какое-нибудь одно движение, которое делают все, или просто повторять за другими на занятиях. Можно помогать раздавать конфеты и подарки, а также просто отдыхать.
Как позволить ребенку выражать негативные эмоции и не критиковать его
Родители не должны запрещать детям говорить, чем они недовольны, также не следует критиковать их. Взрослые должны выслушать малыша и посочувствовать ему, а не фиксировать внимание на негативе. Так они могут усилить его.
Если ребенок жалуется на строгого воспитателя во время подготовки к празднику, родители должны сказать, что воспитатель переживает, потому что хочет, чтобы все получилось. Но у него может не сразу все выходить, поэтому он расстраивается и устает. Члены семьи должны подумать, что делать в этой ситуации, и переключить внимание ребенка на что-нибудь приятное.
Вместо критических замечаний родителям нужно акцентировать внимание на тех чертах характера ребенка, которые помогут ему выступить. Например: «Ты умеешь выразительно читать стихотворение», «Тебе нравится создавать веселую атмосферу», «У тебя получилось запомнить слова и танцевальные движения», «Мне нравится твое упорство», «Когда ты громко поешь песню, тебя хорошо слышно», «Я вижу, что тебе важно, чтобы было красиво», «Ты очень внимательна к деталям».
Как научить ребенка получать удовольствие от подготовки
Когда родители говорят с ребенком о том, как проходит подготовка к Новому году, им следует обращать внимание на навыки, которые он приобретает: выучил стишок, слова песни, научился танцевать. Они должны напомнить малышу, что потом ему можно показать родным на семейном празднике, чему он научился. Родители должны гордиться достижениями ребенка независимо от того, как пройдет праздник в детском саду.
«Как помочь детям и воспитателям избежать стресса при подготовке к утреннику». А. Бочарова
© Материал из Справочной системы «Методист детского сада».
Подробнее: https://1metodist.ru/#/document/16/113611/bssPhr3/?of=copy-bd36558166
Чтобы настроиться на уважительный и конструктивный диалог в чате, изучите памятку с правилами поведения.
«Памятка для родителей «Пять правил поведения в чате или социальной сети»»
© Материал из Справочной системы «Методист детского сада».
Подробнее: https://1metodist.ru/#/document/16/114655/dfasvsdgvv/?of=copy-4d13313fea
Патриотическое воспитание в детском саду.
Патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств ребенка.
Патриотическое воспитание – это воспитание любви к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность. Одной из основных задач ФГОС ДО является: «объединение развития и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».
Поэтому нравственно – патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в детском саду в условия введения ФГОС ДО.